Реальность


ДОСТАНЕТ ЛИ ВОЗРОСШИХ СИЛ
НАД НЕВОЗМОЖНЫМ?

Дорога — плод Священного труда,
Свободной воли, Духа дерзновенье.
Державных дум забота и страда.
И плоть и кровь дорогоустроения

Есть Высшей справедливости Закон.

Ольга СМИРНЯГИНА

 Эх, её Величество, вечная странница, путь-дорожица! ... шелкова чаровница-богинюшка, ведуния Божия...вот так-то не едино столетие вольготное ямское племя почитало и потчевало волшебными словесами таёжную труженицу ГОСУДАРЕВУ ДОРОГУ («БАБИНОВСКУЮ»).

Минуя гиблые топи, да мари, огибая поросшие старыми лесами Увалы, узёхонькой, прыткой ящеркой бежала эта кудесница встречь временам новым, пленительным.

Много «воды утекло» с того времени...а только одно и осталось важным.

С тех пор Великое Московское княжество и Сибирь-земля являли силу единую, могучую. Оседлав хребтину Каменного Пояса, восставшего могучим великаном из недр рудного края, насытившись богатырским духом его, Русь древняя необратимо облачилась в великодержавные одежды Империи.

Бабиновская дорога исправно функционировала вплоть до 1763 года, когда было открыто движение Кунгур  Екатеринбург  Тюмень. Но даже и после этого Соликамская дорога оставалась по-прежнему основным транс-континентальным трактом. В гоньбу по ней отправлялись верхотурские ямщики  особое сословие. В том числе, и благодаря этому обстоятельству, активная жизнь Баиновской дороги продлилась еще на десятилетия и в общей сложности составила около двухсот лет. Таким долговечным оказалось детище соликамского посадского человека Артемия Софроновича Бабинова».

Ныне же «Дорога Империи», до сих пор, притягивающая своей болезненно-ностальгической красотой любого объявившегося в этих местах, почти забыта и практически заброшена. Территория её пролегания в полной разрухе, а местами, причем значительными, полностью неразличима. Деревни-караулы при дороге практически исчезли и превратились в урочища с уже едва различимыми и полусгнившими руинами деревенских изб, церквей или часовен. «Черные археологи» блуждающие в поисках придорожных кладов ворошат остатки заброшенных домов, раскапывают сохранившиеся могилы. Леса обезображены тотальными вырубками и местами изобилуют «завалами» из отходов лесозаготовок и непроходимы. Отдельные участки исторической дороги безвозвратно погублены колесами мощных «Уралов» и золотодобывающих драг.

 

Там где некогда пульсировала полнокровная артерия могущественной Державы  теперь полнейшая «мерзость запустения».

Еще немного времени и «следы» исторического «чрезкаменного пути»  этого уникальнейшего цивилизационного артефакта и геополитического феномена (своего рода пространственно-линейного объекта, достойного включения в Единый государственный реестр культурно-исторического наследия)  будут необратимо «стерты».

И тогда в «летописи» трудовых, военных и духовных Подвигов наших предков  землепроходцев и первооснователей, тружеников и национальных героев  так будет недоставать очень важных её страниц.


Такого рода выводы о современном состоянии исторической дороги из Европы в Азию были сделаны нашим небольшим добровольческим коллективом исследователей-энтузиастов в ходе поисково-экспедиционной практики, осуществляемой в рамках первого экспедиционного цикла, «Встречь Солнца к Великой мечте», являющегося составной частью Пилотного проекта «ДОРОГАМИ ПЕРВОПРОХОДЦЕВ», на протяжении более чем десятилетнего периода.

(См. в Меню раздел КОНТЕНТА Сетевой идеократический проект ГОСУДАРЕВА ДОРОГА («БАБИНОВСКАЯ»).

Хотя участникам Пилотного проекта за почти десятилетний период и не удалось пройти историческую дорогу целиком, т.к. сделать это было практически невозможно в виду полного разрушения и «утери» её отдельных участков, тем ни менее, в ходе экспедиций 2005, 2006 и 2010 года была проделана огромная поисково-исследовательская работа.

В частности было осуществлено:

Комплексное исследование территории пролегания «чрезкаменного» пути из Европы в Азию по оси Соликамск-Верхотурье с целью разработки базового программно-целевого сценария воссоздания исторического образа ГОСУДАРЕВОЙ ДОРОГИ («БАБИНОВСКОЙ») как особого пространственного типа (линейного объекта) отечественного наследия, который может быть включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.

А именно:

- Системные историко-архивные и библиографические исследования;

- Историко-географический мониторинг и панорамные съемки ландшафта, в т.ч. с воздуха, уточнение ландшафтных особенностей маршрута;

- Изучение реального состояния лесовозных дорог и их «привязки» с исторической «Бабиновской дорогой»;

- Проведение опроса местного населения и старожилов относительно сельских дорог между населенными пунктами, определения их координат и состояния;

- Выявление достопримечательных мест культурно-исторического, природно-ландшафтного и историко-археологического наследия;

- Детальное изучение (в т. ч. составления топографической основы) сохранившихся старинных отрезов исторической дороги;

- Систематизация и обобщение материалов о ходе экспедиции;

- Разработка концептуальных контуров и определение приоритетного вектора устойчивого развития культурно-исторического ландшафта исторической дороги в формате рекомендаций Инвестиционного предложения.

 

Нахождение конструктивных решений для современного, многоцелевого использования её культурно-исторического и природного наследия, формирования транспортно-коммуникационного и туристско-рекреационного каркаса территории на инновационной основе.

 

● Сформулированы основные положения СИСТЕМНО-СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ воссоздания и современного использования исторического пути через Уральские горы «ГОСУДАРЕВА ДОРОГА («БАБИНОВСКАЯ»)» в формате Сетевого идеократического проекта (См. в Меню раздел КОНТЕНТА Сетевой идеократический проект ГОСУДАРЕВА ДОРОГА («БАБИНОВСКАЯ»)) как концептуальной основы для разработки Комплекса средств продвижения

ИНФРАСТРУКТУРНОГО МЕГА-ПРОЕКТА

 

«Комплексное исследование состояния и разработка стратегического сценария воссоздания и устойчивого развития территории исторической дороги из Европы в Азию по оси Соликамск-Верхотурье

ГОСУДАРЕВА ДОРОГА («БАБИНОВСКАЯ»).

 

Приоритетные Цели МЕГА-ПРОЕКТА ГОСУДАРЕВА ДОРОГА («БАБИНОВСКАЯ»):

 

  • ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ИДЕИ целесообразности СОХРАНЕНИЯ И ВОССОЗДАНИЯ пространственной структуры и культурного ландшафта ИСТОРИЧЕСКОГО ПУТИ из Европы в Азию через Уральские горы, проложенного силами Артемия Бабинова и посадских крестьян по Царскому указу в 1595-1597 г.г.

(Фолдер, CD-ROM Мультимедийного продукта, Сувениры)

 

  • ДЕМОНСТРАЦИЯ фрагментов её реального состояния

(Фото-выставка, анимационные и мультимедийные клипы)

 

  • ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ СЦЕНАРИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ по оси СОЛИКАМСК-ВЕРХОТУРЬЕ для новых функций: инновационно-ориентированных проектов и программ с учетом сохранения его ценности как объекта наследия

(Информационный меморандум, Репринт научного отчета, Инвестиционное предложение, Эскизы архитектурно-планировочных решений и памятных знаков, Макет скульптурной композиции)

 

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ И ПОСТ-КОНФЕРЕНЦ ТУР на «Бабиновскую дорогу»

 

В ходе осуществления первого экспедиционного цикла «Встречь Солнца к Великой мечте», являющегося составной частью Пилотного проекта «ДОРОГАМИ ПЕРВОПРОХОДЦЕВ» было также установлено, что долгое время почти по всей территории пролегания исторической дороги базировались лагеря ФСИН России, ныне расформированные.

Дорога используется по хозяйственно-экономическому назначению только на начальных отрезках в Европейской и Азиатских частях: от СОЛИКАМСКА до ЧИКМАНА в Пермском крае и от п. ПАВДА до ВЕРХОТУРЬЯ в Свердловской области.

В ходе экспедиции 2006 года, целью которой являлось исследование рокадных (боковых) дорог, было установлено, что от ВЕРХ-УСОЛКИ до истока реки КЫРЬИ (130 км.) историческая дорога заболочена и завалена упавшими деревьями. Отдельные её участки можно преодолеть только автотранспортом высокой проходимости с бензопилами и лебедками.

Некоторые участки в Азиатской части дороги «задеты» драгами и в настоящее время рекультивируются.

Пилотный проект не дал по результатам полной картины состояния исторической дороги. В ходе осуществления полевых исследований не удалось получить целостной картины реального состояния дороги. С помощью одного лишь энтузиазма не удалось определить весь объем необходимых поисково-исследовательских работ, но тем, ни менее, были получены уникальные сведения по состоянию культурного ландшафта в узловых точках маршрута прохождения «чрезкаменного пути» и было принято важное решение о целесообразности продолжения начатых работ в этом направлении.

Для наиболее точных и полных результатов требуется более систематическое и постоянное изучение исторической дороги через Уральские горы.

С этой целью и было создано весной 2010 года Региональное общественное движение сторонников воссоздания и современного использования исторического пути через Уральские горы

ГОСУДАРЕВА ДОРОГА («БАБИНОВСКАЯ»).

(См. в Меню раздел КОНТЕНТА Выписка из УСТАВА РОД ГОСУДАРЕВА ДОРОГА («БАБИНОВСКАЯ»).

 

Я червем жил.
В навозной жиже
мне смрад шептал:
«Таков весь мир!»

Я прахом пал!
Мне стало ближе
до Ада!
Но вскипел эфир!

Пожрал могучий корень силу.

Восстав листом, я возопил:
«О, боже правый!..»

«Сирый...сирый...» -
небесный океан гласил.

Губами жадными
я Небо сосал! Младенческий восторг!

Осенней грязью вполз я в небыль...
И кровью заблажил Восток.

Очнулся...
Влажные ладони
стирали пот со лба души.
Я улыбнулся ей, Мадонне,
расправить крылья поспешил.

Меня влекло и чаровало
сиянье красок, волшебство.
Ярчайшей мысли покрывало
дарило миру Божество.

Я ликовал! Я солнце трогал!
Я огненной воды испил!
Когда услышал голос Бога:
«Достанет ли возросших сил

Над невозможным?»

Недослушав,
Я бросил в Небо Тело - Душу...

Покрывшись струпьями,
я стоном молил безмолвно, отрешась.
Я клялся жизнью пред Законом.
Безумную лелеял страсть!

«Впусти! Впусти в миры иные!
Я  плоть от плоти! Слепит зов!»

Я сердце разбудил стихии.
Я смерч вкусил.

Лязг кандалов
сознание замкнул навеки.
Я Богом стал! Стал в Человеке.

Ольга СМИРНЯГИНА