История


КТО ШЁЛ ДО НАС?

О, Сила Духа! Всё с тобой мУдро.
Светло и свято. Всё имеет имя!
Дорога Бабиновская — Святыня!
Суровая и вещая земля.
Исток Империи!

Ольга СМИРНЯГИНА

«Государева дорога», «Путь встречь солнца», «Великий русский путь из Европы в Азию», «Северный шелковый путь», «Главная дорога России», «Ворота в Сибирь», «Чрезкаменный торговый путь», — множеством живых и образных эпитетов наделило историческое Предание одно из удивительнейших явлений эпохи Великих географических открытий (ХVII-ХVIII вв.), — ЛЕГЕНДАРНУЮ ДОРОГУ, открывшую Святой Православной Руси обширнейшие пространства Сибири, Арктики, Дальнего Востока и Америки.

Именно так в те героические времена назывался первый и единственный сухопутный путь, главная и основная транспортно-таможенная магистраль из Московии в ойкумену нарождающейся Российской империи. Она имела официально-государственный статус. Начиналась в Москве. Проходила через Ярославль, Вологду, Тотьму, Великий Устюг, Лальск, Кайгород, Соликамск, Верхотурье, Ирбит, Туринск, Тюмень. Заканчивалась в столице Сибири того времени — Тобольске. Благодаря этому пути за сравнительно короткий, — столетний, — исторический период, была заселена Сибирь и Дальний Восток, установилась торговля с Китаем и Индией, перманентно осваивались Русский Север и Америка.

 

Дорога от СОЛИКАМСКА до ВЕРХОТУРЬЯ через Уральский хребет была «пущена в эксплуатацию» в конце 1597 года и получила официальное название «Новая Сибирская Верхотурская дорога».

В ведомственной переписке дорогу из Европы в Азию стали обозначать как «Соликамско-Верхотурский тракт», а в народе её стали называть просто — «БАБИНОВСКАЯ» или «Бабиновка» по имени первооткрывателя и строителя Артемия Софроновича Бабинова.

Этот, наиболее труднопреодолимый и ответственный участок транс-контитентальной Государевой дороги, в то время был наиболее коротким и экономичным трафиком и явился, по сути, первым сухопутным «мостом», надежно связующим три континента: Европу, Азию и Америку.

 

Укладывалась Бабиновская дорога всего в 273 версты вместо прежних долгих и трудных путей по рекам. Отчего дорогоустроителю Ортюшке Бабину «великие царские почести» и выпали, а таможенному городу Верхотурью, что на реке-Туре, — слава да богатство.

«Верхотурская таможня» на Государевой дороге, «Северный морской ход», «Меркушинское плотбище», «Мангазея златокипящая», «Туруханская заимка» по тем временам смысл этих слов был хорошо известен. Он тревожил горячие сердца, сподвигал совершать невозможное в условиях немыслимых.

Множество государевых слуг и служивых, простого «люда», авантюристов и пассионариев, проследовало по ней, кто судьбой ссыльных, кто по особому царскому поручению. Историческое имя этих первопроходцев, изъявивших волю заселить обширнейшие пространства за Камнем, — «выкликанцы».

По легендарной дороге проследовало множество известных личностей тех стародавних времен — мятежный протопоп Аввакум, путешественники и исследователи, известные политики и государственные деятели, «царские невесты».

В начале ХХII столетия прошёл «чрезкаменным путём» необычный Странник. Скромность и простота его одежд не могли сокрыть его духовной силы, а взгляд выдавал просвещённый ум и умение сострадать.

Святой Праведный Симеон Верхотурский Чудотворец, Духовный Покровитель Урала и Сибири — таким знаем мы его сегодня.

В ХХIII столетии практически чуть ли не половина всей Академии наук проследовала по Бабиновской дороге.

Какое же количество человеческих судеб, трагедий, духовных взлетов, подвигов и нравственных падений покрыто еще вековой пылью забвения? Что влекло этот самоотверженный народ, цвет нации, соль земли — людей сметливых и талантливых, духовно зрелых и глубоко верующих ПРАВОСЛАВНЫХ, — в неведомое? Какие неодолимые силы, подобные силам, заставляющим птиц лететь на север, призывали простых тружеников и служивых, презрев спокойную жизнь, отправляться в суровые края? Так не хочется верить, что только лишь по преимуществу царская воля, горькая доля, да торговый интерес двигали ими «обрекая» на Подвиг. Дух наживы, голый расчет и принуждение — не способны создавать истинно Прекрасное и Могущественное. Великое «видиться» на расстоянии.


Кому как не русским землепроходцам и мореходам дано было вдохнуть в обширнейшие евразийские пространства Дух стойкости и Мужества, Веры и Любви, ощущаемые и поныне.

Спустя четыреста лет Государеву дорогу («Бабиновскую») по праву можно назвать «крёстной матерью» государства российского.

Территорией «Русского подвига»!

 

Проложенная через перевалы Уральских гор «Государева дорога» предоставила Московии — по тем временам региональной провинции — широкий выбор направлений политической, экономической и транспортной экспансии на Восток. Благодаря чему Москва («Третий Рим»), спустя полтора столетия присоединила к себе не только Сибирь и Дальний Восток, но и значительную часть североамериканского континента («Русскую Америку»).

Страна превратилась в многонациональную Российскую империю, а дорога стала выполнять функции одной из важнейших ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ОСЕЙ ЕВРАЗИИ.

Так скромный посадский крестьянин из деревни Верх-Усолка, Ортюшка Бабинов, — «сибирской дороги вож», — сам того не ведая, «запустил» масштабные геополитические процессы по освоению Россией наиболее благоприятного географического плацдарма для контроля над обширнейшими территориями Евразийского континента.

 

ГОСУДАРЕВА ДОРОГА («БАБИНОВСКАЯ») — исторически явилась именно тем первым «тектоническим импульсом» по превращению Государства Российского в Хартленд Евразии («the heart-land of the Euro-Asia»).

 

Трудно еще отыскать по значимости подобное насыщенное сокровенным смыслом событие, достойное Предания и Летописи.

Феномен «Бабиновской» дороги

с исторической, геополитической, экономической, культурологической точек зрения; по своему значению (если можно сказать, — рейтингу») стоит на первом месте в числе наиважнейших отечественных исторических дорог, таких как: «Чуйский тракт», «Старая Смоленская дорога», «Сибирский тракт», «Колымский тракт» А быть может, и в одном ряду со знаменитой древнеримской Аппиевой дорогой, Великим шелковым путем, Путем из Варяг в Греки.

Дорога в России — это неотъемлемая часть формирования национального характера, широты и размаха души русского человека, его пытливого и беспокойного ума. С нее во многом начиналась отечественная политика и история, литература и искусство.

Российская дорога — мировоззренческая категория. Она во многом предопределила величие и мощь Государства Российского, обусловила исторические победы и, в какой-то степени, предопределили выход нашего Отечества в Космос.

РОССИЯ — СТРАНА ПУТИ.

Душа приходит в мир земной

и ищет грез и откровений.
В морщинках от столетних бдений,
пласт постигая временной.

А время раздает то яд,
то слово, добротой согрето.
В нем осень плод берет у лета.
Зима таит весны наряд.

А мысли наши мимо Чуда
скользят вне мига удивленья.
Лишь рябь сминает блик мгновенья.
И вновь забыли мы, откуда...

Откуда сердце зовы слышит?
Что ищет? Чем живет и дышит?

Кто шел до нас? С какою силой
те поколения стояли?
Их взгляд, очерченный могилой,
теряется в столетней дали...

Но Ключ к Великой Тайне смысла —
магнит средь призрачных скитаний,
сокрыт в Словах, Любви и Числах,
как мера встреч и расставаний...

Так плод души неспешно зреет,
и сок, вбирая от свободы,
однажды человек сумеет
взять Свет порушенной природы.

Ольга СМИРНЯГИНА