КТО ШЁЛ ДО НАС?
О, Сила Духа! Всё с тобой мУдро.
Светло и свято. Всё имеет имя!
Дорога Бабиновская — Святыня!
Суровая и вещая земля.
Исток Империи!
Ольга СМИРНЯГИНА
«Государева дорога», «Путь встречь солнца», «Великий русский путь из Европы в Азию», «Северный шелковый путь», «Главная дорога России», «Ворота в Сибирь», «Чрезкаменный торговый путь», — множеством живых и образных эпитетов наделило историческое Предание одно из удивительнейших явлений эпохи Великих географических открытий (ХVII-ХVIII вв.), — ЛЕГЕНДАРНУЮ ДОРОГУ, открывшую Святой Православной Руси обширнейшие пространства Сибири, Арктики, Дальнего Востока и Америки.
Именно так в те героические времена назывался первый и единственный сухопутный путь, главная и основная транспортно-таможенная магистраль из Московии в ойкумену нарождающейся Российской империи. Она имела официально-государственный статус. Начиналась в Москве. Проходила через Ярославль, Вологду, Тотьму, Великий Устюг, Лальск, Кайгород, Соликамск, Верхотурье, Ирбит, Туринск, Тюмень. Заканчивалась в столице Сибири того времени — Тобольске. Благодаря этому пути за сравнительно короткий, — столетний, — исторический период, была заселена Сибирь и Дальний Восток, установилась торговля с Китаем и Индией, перманентно осваивались Русский Север и Америка.
Дорога от СОЛИКАМСКА до ВЕРХОТУРЬЯ через Уральский хребет была «пущена в эксплуатацию» в конце 1597 года и получила официальное название «Новая Сибирская Верхотурская дорога». В ведомственной переписке дорогу из Европы в Азию стали обозначать как «Соликамско-Верхотурский тракт», а в народе её стали называть просто — «БАБИНОВСКАЯ» или «Бабиновка» по имени первооткрывателя и строителя Артемия Софроновича Бабинова. Этот, наиболее труднопреодолимый и ответственный участок транс-контитентальной Государевой дороги, в то время был наиболее коротким и экономичным трафиком и явился, по сути, первым сухопутным «мостом», надежно связующим три континента: Европу, Азию и Америку. |
Укладывалась Бабиновская дорога всего в 273 версты вместо прежних долгих и трудных путей по рекам. Отчего дорогоустроителю Ортюшке Бабину «великие царские почести» и выпали, а таможенному городу Верхотурью, что на реке-Туре, — слава да богатство.
«Верхотурская таможня» на Государевой дороге, «Северный морской ход», «Меркушинское плотбище», «Мангазея златокипящая», «Туруханская заимка» — по тем временам смысл этих слов был хорошо известен. Он тревожил горячие сердца, сподвигал совершать невозможное в условиях немыслимых.
Множество государевых слуг и служивых, простого «люда», авантюристов и пассионариев, проследовало по ней, кто судьбой ссыльных, кто по особому царскому поручению. Историческое имя этих первопроходцев, изъявивших волю заселить обширнейшие пространства за Камнем, — «выкликанцы».
По легендарной дороге проследовало множество известных личностей тех стародавних времен — мятежный протопоп Аввакум, путешественники и исследователи, известные политики и государственные деятели, «царские невесты».
В начале ХХII столетия прошёл «чрезкаменным путём» необычный Странник. Скромность и простота его одежд не могли сокрыть его духовной силы, а взгляд выдавал просвещённый ум и умение сострадать.
Святой Праведный Симеон Верхотурский Чудотворец, Духовный Покровитель Урала и Сибири — таким знаем мы его сегодня.
В ХХIII столетии практически чуть ли не половина всей Академии наук проследовала по Бабиновской дороге.
Какое же количество человеческих судеб, трагедий, духовных взлетов, подвигов и нравственных падений покрыто еще вековой пылью забвения? Что влекло этот самоотверженный народ, цвет нации, соль земли — людей сметливых и талантливых, духовно зрелых и глубоко верующих ПРАВОСЛАВНЫХ, — в неведомое? Какие неодолимые силы, подобные силам, заставляющим птиц лететь на север, призывали простых тружеников и служивых, презрев спокойную жизнь, отправляться в суровые края? Так не хочется верить, что только лишь по преимуществу царская воля, горькая доля, да торговый интерес двигали ими «обрекая» на Подвиг. Дух наживы, голый расчет и принуждение — не способны создавать истинно Прекрасное и Могущественное. Великое «видиться» на расстоянии.
Кому как не русским землепроходцам и мореходам дано было вдохнуть в обширнейшие евразийские пространства Дух стойкости и Мужества, Веры и Любви, ощущаемые и поныне. Спустя четыреста лет Государеву дорогу («Бабиновскую») по праву можно назвать «крёстной матерью» государства российского. Территорией «Русского подвига»! |
Проложенная через перевалы Уральских гор «Государева дорога» предоставила Московии — по тем временам региональной провинции — широкий выбор направлений политической, экономической и транспортной экспансии на Восток. Благодаря чему Москва («Третий Рим»), спустя полтора столетия присоединила к себе не только Сибирь и Дальний Восток, но и значительную часть североамериканского континента («Русскую Америку»).
Страна превратилась в многонациональную Российскую империю, а дорога стала выполнять функции одной из важнейших ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ОСЕЙ ЕВРАЗИИ.
Так скромный посадский крестьянин из деревни Верх-Усолка, Ортюшка Бабинов, — «сибирской дороги вож», — сам того не ведая, «запустил» масштабные геополитические процессы по освоению Россией наиболее благоприятного географического плацдарма для контроля над обширнейшими территориями Евразийского континента.
ГОСУДАРЕВА ДОРОГА («БАБИНОВСКАЯ») — исторически явилась именно тем первым «тектоническим импульсом» по превращению Государства Российского в Хартленд Евразии («the heart-land of the Euro-Asia»). |
Трудно еще отыскать по значимости подобное насыщенное сокровенным смыслом событие, достойное Предания и Летописи.
Феномен «Бабиновской» дороги
с исторической, геополитической, экономической, культурологической точек зрения; по своему значению (если можно сказать, — рейтингу») стоит на первом месте в числе наиважнейших отечественных исторических дорог, таких как: «Чуйский тракт», «Старая Смоленская дорога», «Сибирский тракт», «Колымский тракт» А быть может, и в одном ряду со знаменитой древнеримской Аппиевой дорогой, Великим шелковым путем, Путем из Варяг в Греки.
Дорога в России — это неотъемлемая часть формирования национального характера, широты и размаха души русского человека, его пытливого и беспокойного ума. С нее во многом начиналась отечественная политика и история, литература и искусство.
Российская дорога — мировоззренческая категория. Она во многом предопределила величие и мощь Государства Российского, обусловила исторические победы и, в какой-то степени, предопределили выход нашего Отечества в Космос.
РОССИЯ — СТРАНА ПУТИ.
Душа приходит в мир земной
и ищет грез и откровений.
В морщинках от столетних бдений,
пласт постигая временной.
А время раздает то яд,
то слово, добротой согрето.
В нем осень плод берет у лета.
Зима таит весны наряд.
А мысли наши мимо Чуда
скользят вне мига удивленья.
Лишь рябь сминает блик мгновенья.
И вновь забыли мы, откуда...
Откуда сердце зовы слышит?
Что ищет? Чем живет и дышит?
Кто шел до нас? С какою силой
те поколения стояли?
Их взгляд, очерченный могилой,
теряется в столетней дали...
Но Ключ к Великой Тайне смысла —
магнит средь призрачных скитаний,
сокрыт в Словах, Любви и Числах,
как мера встреч и расставаний...
Так плод души неспешно зреет,
и сок, вбирая от свободы,
однажды человек сумеет
взять Свет порушенной природы.
Ольга СМИРНЯГИНА